Понедельник, 11.12.2017, 10:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Неофициальный сайт филиала МКОУ "Краснознаменская сош" "Новофирсовская оош""

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Аттестация Ермаковой Ирины Васильевны

Урок русского языка в 6 классе по теме:

«Источники фразеологии. Фразеологизмы в разных языках»

Цели урока:

                     1. Способствовать формированию у учащихся представления об  основных источниках фразеологии в русском языке через исследование состава фразеологизмов.

                     2. Продолжить формирование умений анализировать, сопоставлять, классифицировать.

                     3. При сопоставлении выражений из разных языков подвести детей к выводу о том, что фразеологизмы отражают своеобразие мышления и особенности жизненного уклада каждого народа.

 Тип урока:  Урок повторения и систематизации знаний, умений и навыков.

Вид урока:  Урок – исследование

Формы работы: групповая (класс разделён на группы по 3 – 4  человека), коллективная.

Оснащение: медиапроектор, экран, компьютер, «Учебный листок» (22), карточки с заданиями, цветные жетоны, конверты с картинками для рефлексии (22) , рисунки, словари.

I  ЭТАП. ЗАВЯЗКА УРОКА

Приветствие с использованием нескольких фразеологизмов.

Учитель:

- Здравствуйте! Присаживайтесь, ребята.

- Я вижу, наши художники хорошо поработали.  Какие весёлые рисунки у вас получились! Молодцы, ребята! Расскажите, что изображено на них.

(не стесняйтесь, подходите ко мне, показывайте свои  рисунки)

Учитель:

- Ребята, а  почему  рисунки получились юмористическими? Я ведь всего-навсего предложила изобразить значения некоторых оборотов  речи.

                  (Потому что ребята представили прямое

                   значение слов, а во фразеологизме слова преобра-

                   зовываются и получают переносное значение)

- Вы сегодня волнуетесь?.. Я тоже немного волнуюсь. Поможете мне объявить ребятам и всем гостям, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

(- Сегодня на уроке мы будем говорить о фразеологизмах!)

-Всё верно. Спасибо, присаживайтесь.

-  Эта тема для вас новая?

(Нет, уже изучали)

- Значит, мы будем повторять. Ведь говорят, повторенье –мать ученья.

- Итак, повторим фразеологию?

1-ый слайд:

- А   ЧТО ВАМ БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ – ПОВТОРЯТЬ ИЗУЧЕННОЕ ИЛИ УЗНАВАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ?!

(Конечно, узнавать новое)

- Я очень рада, что наши интересы совпадают, я тоже люблю делать открытия.

Что ж, я вижу (или «надеюсь»), вы – ребята не робкого десятка, умеете работать засучив рукава, поэтому  урок пройдёт без сучка, без задоринки!

II ЭТАП.   ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Беседа по вопросам ДЗ.

- Прежде чем узнать что-то новое, выясним, что нам уже известно о фразеологизмах. 1-ый вопрос:

-   Что такое фразеологизмы?  

( Фразеологизмы (или фразеологические обороты) – это устойчивые несвободные сочетания слов, близкие по лексическому  значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Например: намылить шею – проучить, наказать;   зарубить на носу – запомнить и т.п.    В них  нельзя вставлять новые слова, заменять одно другим, так как при этом разрушится смысл всего сочетания)

- Интересное слово – фразеология. А вы знаете, что это  такое?                       

(Фразеология – 1) специальный раздел языкознания, который занимается изучением и объяснением устойчивых сочетаний и оборотов речи;

                     2) совокупность фразеологизмов  какого-либо языка.

Слово «фразеология» происходит от двух слов греческого языка: фразис – «выражение», логос – «понятие, учение»)

 – Вопросы фразеологии интересовали и интересуют многих ученых – лингвистов.

Ещё М.В.Ломоносов (слайд 2) обратил внимание на устойчивые сочетания. Он называл их «фразесами», “российскими пословиями”, и предлагал включить эти словосочетания в словари.

Через несколько десятилетий другой русский лингвист В.И.Даль (слайд 3) опубликует сборник « Пословицы русского народа». 

Подробно изучал фразеологию и известнейший лингвист В.В.Виноградов (слайд 4).

- Как вы думаете, это интересно: думать, высказывать свои мысли, спорить?

ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ ВАС ТАКИЕ РЕБЯТА, КОТОРЫЕ ХОТЕЛИ БЫ СТАТЬ УЧЁНЫМИ?

- Сегодня  необычный урок . И не только потому, что у вас гости. Мы продолжим открывать удивительный и занимательный мир фразеологизмов.

Мы узнаем, как вдруг дело оказалось в шляпе, почему  слона делают из мухи, где находятся кулички...

III  ЭТАП.   ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ФРАЗЕОЛОГИИ

5-ый слайд:

6-ой слайд:  

- В течение урока мы будем заполнять «Учебные листки».

7-ой слайд:

- Как вы понимаете значение слова «источник»?

                                                                             («Справочное бюро» -  Голубева Лена)

- Запишем в учебном листке (Лена  диктует): «Источник – это то, что даёт начало чему-нибудь»

- В каком значении употреблено слово «фразеология»?

(совокупность фразеологизмов) 

- Итак, я предлагаю начать исследование источников фразеологии и посмотреть, как живут фразеологизмы в других языках.

Исследование – это серьёзная и непростая работа, надеюсь, что нам поможет в этом экскурсия по городу   Фразеологизмов.

8-ой слайд:

 

- В этом городе чего только нет!

9-ый слайд:

- Всем повсюду не успеть, поэтому мы разделились на группы. Жители этого города – фразеологизмы - раскроют вам тайны своего рождения, но впереди вас ждут испытания.

- А теперь выбираем, куда пойти…                        

                                    (Руководители групп подходят к учительскому столу и

                                     выбирают конверты с  заданиями)

- Встречаемся через  5 минут на этом же месте, чтобы поделиться не только впечатлениями, но и полученными знаниями.

А  чтобы не опоздать, не забывайте про «скорую помощь» – это наши консультанты.

(Представить консультантов. Они встают при этом)

- Значки на бейджиках подскажут, какую помощь они смогут  вам оказать.

- Итак, главный вопрос урока:

10-ый слайд:

Самостоятельная работа в группах: поиски источников

фразеологизмов – 5 минут!

Проверка: отчёты – рассказы.      (См. приложения к уроку)

Заполнение схемы в учебных листках.

После выступления 3-х групп - ф и з к у л ь т м и н у т к а

- Настало время маленькой переменки (пантомима).

  • До седьмого пота
  • Ломать голову
  • Кто в лес, кто по дрова
  • Волчий аппетит
  • Замести следы

- Продолжаем нашу экскурсию. Мы ещё не везде побывали.

Проверка: отчёты – рассказы.       (См. приложения к уроку)

Заполнение схемы в учебных листках.

 (Нажимаю на вывеску «Город ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ»)

- Проверим правильность заполнения учебных листков.

12-ый слайд:

( Дети обращают внимание, что не заполнена 8-ая строка,

т.е. не знаем ещё один источник фразеологии)

(Возвращаемся в город  щелчком мыши на слове «калька»)

- Есть ещё в городе «Туристическое агентство».

Думаю, что именно здесь находится последний источник фразеологизмов. Но войти в агентство мы сможем, если решим лингвистическую задачу.

13-ый слайд:

Рус. репетиция, есть, мать, студент, студия

                                                             («Справочное бюро» -  Голубева Лена)

- Запишите перевод в учебные листки.

- Молодцы, ребята! Теперь в путь за последним источником фразеологизмов!

(Открываю щелчком мыши задания: «Туристическое агентство»

Работа со словом «калька» (лексическое значение)

- Запишем в учебные листки ещё один источник фразеологии – иностранные  языки.

IV ЭТАП.   ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ

Учитель:

- Что делать переводчику, если фразеологизм нельзя перевести буквально?

                                 (Сопоставить близкие по значению фразео-

                                логизмы из других языков)

15-ый слайд:

16-ый слайд:

17-ый слайд:

Вывод: Фразеологизмы отражают своеобразие мышления и жизни каждого народа

V  ЭТАП.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Подведём итоги!

- Что же мы узнали и что повторили во время нашего исследования?

(Обращаем внимание на учебные листки)

- Мы ответили на главный вопрос урока?


10-ой слайд:

(Возвращение к  рисункам учащихся!)

- Укажите источники фразеологизмов:

  • делать из мухи слона     ( язык художественной  лит.)
  • у чёрта на куличках        (разговорно-бытовая  речь)
  • дело в шляпе       (профессиональная речь)
  • намылить шею  (проф. или разг.-быт. речь???)
  • два сапога пара  (фольклор)
  • ждать манну небесную (Библия)
  • чучело гороховое (история)
  • яблоко раздора  (мифы)

- А помните ли вы, кто изображен на следующем слайде?

11-ый слайд:

- Вот и закончился наш урок. И хочется верить, что все эти задачи и рассказы не только увлекли вас, но и показали, как интересно изучать русский язык, как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться.

Фразеологизмы исключительно метки, точны. Свой собственный фразеологический словарь надо постоянно пополнять. Для этого вслушивайтесь в речь хороших рассказчиков. Внимательно читайте произведения художественной литературы.

Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории. Берегите его, не портите, не искажайте, не засоряйте грубыми словами.

VI  ЭТАП.  ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

(Эмоциональная уравновешенность, доброжелательность в момент оглашения оценок, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого ученика)

- Мне понравилось, как вы работали на уроке. Многие сегодня заслужили хорошие отметки (отметить активных и т.п.) А если  у кого-то из вас что-то не получалось, не расстраивайтесь, у вас будет возможность на следующем уроке ответить лучше.

VII  ЭТАП.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

14-ый слайд:

18-ый слайд:

VIII  ЭТАП.  РЕФЛЕКСИЯ  (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА)

- Спасибо, ребята, за со-трудничество! Мне было с вами интересно!

Учащимся предлагается оценить своё эмоциональное состояние и выбрать картинку, которая отражает их настроение в данный момент.


Самоанализ урока русского языка в 6 классе

«Источники фразеологии. Фразеологизмы в разных языках»

Тема «Фразеология» изучается в 6 классе. В программе по русскому языку (авторы: Баранов, Ладыженская, Шанский) на неё отводится 2 часа. На мой взгляд, это недостаточное количество часов. Поэтому предлагаемый урок может быть использован при изучении курса русского языка многократно: в 6 классе при изучении темы, в 7-11 классах при повторении темы «Лексика» или на факультативных занятиях, так как задания типа:

- найдите объяснение фразеологическому обороту,

- замените фразеологические обороты словами-синонимами – являются обязательными на олимпиаде по русскому языку. Кроме того, в контрольно-измерительных материалах  ЕГЭ (часть В) есть задание: среди указанных предложений найдите предложение с фразеологическим оборотом.   

В программе по русскому языку (автор Бабайцева В.В.) данная тема  рассматривается в разделе: «Повторение лексики и фразеологии в связи с изучением морфологии».

Курс лингвистики переплетается со многими другими предметами. Выбор разнообразных источников информации (учебники истории, литературы, художественные произведения, Интернет, словари и т.д.) определялся спецификой данного урока - тесная связь с курсом литературы и  истории.

Тип урока – повторение и систематизация знаний, умений и навыков. Вид – урок-исследование.

Развитие личности ребёнка через язык, воспитание интереса к предмету и сохранение традиций русской словесности – вот те цели, которые я считаю главными в обучении русскому языку.

Изучение данной темы имеет как познавательные (образовательные), так и практические цели, формирующие основные компетенции учащихся. Языковая компетенция, т.е. осведомлённость в системе родного языка, реализуется в процессе решения таких познавательных задач, как  формирование у учащихся представления об основных источниках фразеологии в русском языке через исследование состава фразеологизмов. Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения практических задач, таких как формирование орфографических навыков (правописание слова «фразеология»), обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся (одна из стержневых задач данного урока); обучение умению связно излагать свои мысли в устной речи (выступления в группах, индивидуальные задания – «экскурсовод»). Знания учащихся о самой науке «Русский язык», в частности, о её разделе «Фразеология» формируют лингвистическую компетенцию. В процессе осмысления учащимися национального своеобразия русского языка (национально-культуроведческий аспект) и осмысления языковых фактов своего региона (региональный аспект – «Фразеологизмы в речи курьинцев») реализуется культуроведческая компетенция.

Для решения общепредметных задач в модель данного урока были заложены следующие действия учащихся:

1. Логические, включающие в себя понимание смысла деятельности, требований, целей урока (для облегчения решения учащимися этой задачи был использован учебный листок).

2. Аналитические ( в первую очередь подразделение и классификация – этому помогало использование слайдов).

3. Элементы синтеза (например, обобщение трёх видов фольклора).

4. Элементы эвристических действий (например, решение лингвистической задачи на сопоставительный анализ слов незнакомого (латинского) и русского языков). Поиск русского фразеологизма, сходного по смыслу с иностранным.

Выбранная структура урока предполагает компетентностный подход, поэтому, считаю, была рациональна для решения вышеуказанных задач.

I этап –завязка урока.  Приёмы театрализации и приветствия с использованием нескольких фразеологизмов – с целью мотивации деятельности.

Некоторые фрагменты урока были построены в соответствии с технологией встречных усилий, например:

 II этап – контрольно-подготовительный («уплотнение» имеющихся знаний и создание основы для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала). Это этап формирования лингвистической компетенции.

III этап – изучение нового материала «Исследование источников русской фразеологии». Нетрадиционная форма урока – экскурсия по городу – выбрана с целью превратить серьёзную и непростую работу в увлекательную и интересную.

Количество групп соответствует количеству источников фразеологии (кроме источника – иностранные языки; язык художественных произведений и фольклор – объединены). При создании групп учитывались личные предпочтения, так как группы временные. В них входят ребята разной степени подготовки, но учитывалось и наличие навыков самостоятельной работы. Каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща. Принципы работы в группе обговаривались заранее (доверие и уважительное отношение друг к другу). Также заранее распределялись роли-функции.    Дифференцированный подход осуществлялся с помощью разноуровневых карточек-заданий. Считаю такой подход необходимым на этапе исследования, так как он служит целям продвижения в развитии сильных учеников и выравнивания уровня знаний, умений и навыков слабоподготовленных учащихся и поддерживает работоспособность школьников  в течение  урока.

Подготовка учащихся-консультантов (экспертов) заранее представляется полезным именно на открытом уроке, но не является обязательной.

Деятельность учителя на этапе исследования должна складываться из организационных и координирующих функций, чтобы поддерживать активность, интерес, усилия учащихся и сводить эти усилия и информационные находки в совокупное знание по изучаемой теме.

IV этап – фразеологизмы в разных языках – этап формирования культуроведческой компетенции.

Уверена, что в процессе применения средств ИКТ эффективнее, чем с помощью других педагогических технологий могут быть достигнуты  наиболее значимые педагогические и методические цели, такие как:

1. Самоконтроль и самокоррекция обучающихся.

2. Сокращение затрат учебного времени.

3. Визуализация учебной информации.

4. Развитие наглядно-образного, аналитического и логического мышления.

5. Воспитание интереса к предмету.

Думаю, что данный урок также целесообразно проводить в компьютерном классе (дети с большим удовольствием будут самостоятельно выбирать объект для экскурсии и открывать задания).

 В целях соблюдения здоровьесберегающих требований к уроку на данном этапе проведена ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

V – рефлексивный – этап. Основное его содержание – осмысление результатов работы, со-участие учеников в определении домашнего задания. К приёмам данного этапа относится прежде всего приём «возвращения» к рисункам, что даёт учителю представление о восприятии темы школьниками.

ДЗ по выбору позволяет учащимся самим определить наиболее рациональные для них способы действия с языковым материалом.

И, наконец, этап оценки результатов. В действующих образовательных стандартах основного общего образования тема «Понятие об этимологии фразеологизмов» выделена курсивом, что означает: данный материал подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки учеников, т.е. выставляются только положительные отметки. Главное, я считаю, чтобы оценка стала стимулом для дальнейшего приложения сил.

Удовлетворённость учащихся проверяется приёмом оценки своего эмоционального состояния (выбор картинки, которая отражает настроение в данный момент)

Отбор содержания обучения на каждом этапе определялся степенью научности и доступности учебной информации, полнотой её передачи.

Отбор форм и методов обучения определялся их соответствием учебной деятельности.

О том, что урок достиг своей цели, говорят правильные, доказательные ответы учащихся на ключевые вопросы

Воспитательный аспект цели во многом успешно реализуется, что подтверждается высоким уровнем организационной деятельности учащихся:


Урок внеклассного чтения в 8 классе

Образ "маленького человека" в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Акакий Акакиевич Башмачкин – ирония или сочувствие?

Тип урока: урок анализа художественного произведения; урок комплексного применения знаний; выработки умения самостоятельно применять их в новых учебных условиях; формирования познавательных, коммуникативных, общекультурных, социальных компетенций.

Форма урока: урок – размышление.

Цель урока (для учителя): формирование ценностных ориентиров средствами художественной литературы.

Задачи урока:

- составить характеристику Башмачкина, героя повести Н.В.Гоголя «Шинель», на основе авторской позиции и выработки собственных взглядов на героя;

- дать нравственную оценку герою;

- учиться видеть художественное своеобразие произведения;

- продолжить выработку разнообразных универсальных учебных действий: планирование, прогнозирование, контроль и самооценка, умение работать в коллективе и др.;

- использовать межпредметные связи с историей, обществознанием, русским языком

Технологии: информационные,  критического мышления (приемы «дневник», «кластер», «письмо по кругу», «синквейн»), метод групповой работы.


Оборудование урока:  интерактивная доска, Документ-камера.

- Здравствуйте, ребята! Поприветствуем гостей. Сегодня мы продолжим разговор по повести Гоголя «Шинель».

Тему урока определили вместе на прошлом занятии:

Образ Акакия Акакиевича Башмачкина в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Акакий Акакиевич Башмачкин – ирония или сочувствие?

Как видите, я пришла на урок в хорошем настроении, потому что, во-первых, мне интересна  эта тема, во-вторых, у меня есть цель, и я точно знаю, как к ней идти.

А вы, ребята, знаете, чем будем заниматься? Чего ждёте от сегодняшней встречи?

(Ответов на свои вопросы)

 Объясню гостям: к первому уроку по повести я попросила каждого прийти с вопросами по тексту. Вопросов было много. Они и станут своеобразным планом наших действий на уроке. Я постаралась сохранить их «первозданный вид», лишь объединила  в группы  по темам.

Итак, цели сегодня будут индивидуальны. Я попрошу озвучить, на какие вопросы вы хотите получить ответы на уроке.

(Ребята озвучивают свои вопросы)

- Как думаете, что нам поможет достичь цели?

(В первую очередь – текст ( то есть сам Гоголь),

мнение и отзывы современников Гоголя,  

современные статьи по данной теме, собственные размышления...)

- ТЕМА ясна, ЦЕЛИ определены , ЗАДАЧИ поставлены. Самое время ВСТРЕТИТЬСЯ С ГЕРОЕМ!

ПРОСМОТР отрывка  из МУЛЬТФИЛЬМА Норштейна «Шинель»

- Узнали героя?

(Акакий Акакиевич Башмачкин)

- Как в литературе уже многие годы принято называть такой тип героев, как Акакий Акакиевич?

(Речь идёт о «маленьком человеке»)

- Прежде чем продолжим разговор, полезно выяснить,..а кого мы называем «маленьким человеком»? (составляем кластер на интерактивной доске)

(Задавленный , подавлен обстоятельствами.

Бедный.

Бесправный.

Бессловесный (тихий, законопослушный, робкий).

Слабый, бессильный перед жизнью.

Одинокий.

Униженный (ощущающий свою униженность).

Страдающий.

СЛУЖАЩИЙ (низкий чин, маленькая должность) – Это важно!  

Обратить внимание на «говорящую» фамилию!

- Скажите честно, кто из вас хотел бы отождествлять себя или своих близких с таким героем? (Вы  хотите быть маленьким человеком?.. А вы?.. А вы?..)

(Никто не хочет)

- И я даже знаю почему! Вы ответили на этот вопрос на прошлом уроке, когда писали «Письмо по кругу». Кто помнит, на какой вопрос отвечали?

(Какие чувства вызывает у вас Акакий Акакиевич?Ваше отношение к герою.)

- С ВАШЕГО РАЗРЕШЕНИЯ прочитаем. (Письмо под Документ-камерой)

-Зачем же Гоголю такой герой? Как он вообще появился в его воображении?

Это выяснял Роман. (КОМИКСЫ - творческая работа уч-ся - под Документ-камерой)

(Замысел, по-видимому, возник в 1836 г. до отъезда Гоголя за границу. П. В. Анненков в своих воспоминаниях рассказал об истории, которая стала «зерном» будущей повести. «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего (лепажевского)… ружья рублей в 200 (ассигнациями). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни… Все смеялись анекдоту, …исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести его "Шинель", и она заронилась в душу его в тот же самый вечер»).

- Что такое АНЕКДОТ? Над чем все смеялись в рассказанном анекдоте?

(Ирония  заключена уже в самой несоизмеримости вещей – ружьё и жизнь человека. Несоответствие одного и другого создают комический эффект) 

-Можно ли назвать сюжет повести «Шинель» анекдотичным?

(Нет. Не смешно)

- Так чего же хочет Гоголь? Как он сам относится к герою?

Это выясняли Настя и Арина – наши юные литературоведы.

(Ирония или сочувствие?На чьи статьи опирались?См. Зыкову Г.В., Степанова А.Л. и др.

Ирониямечта о шинели - несоизмеримость предмета стремления и той силы, с какой оно выражается. Этот прием Гоголь использует в повести неоднократно. Задумался Акакий Акакиевич - а какой воротник положить на шинель? "Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли точно куницу на воротник?" Решение простой житейской задачи возведено на высокий пьедестал. Огонь в глазах, мелькнувшие в голове дерзкие и отважные мысли - и воротник к шинели! Несоответствие одного и другого создают яркий комический эффект. )

Интонация сочувствия – «Отчего же нельзя, Петрович?..»

«Исчезло и скрылось существо…» и др.)

- Неоднозначен образ Акакия Акакиевича. Может быть стоит пристальнее всмотреться в него? В этом нам поможет группа юных «исследователей». Кто главный в группе? Расскажите, какой  путь исследования выбрали?

(«История имени» - Суппес Игорь (заглянул в Святцы – там совсем другие имена. Гоголь лукавит – зачем? Намёк читателю, что имя  «говорящее»)

«Резюме» (или Рекомендательное письмо) – Комиссарова Оля, Ермакова Алина

(Чем отличается резюме от рекомендательного письма? Резюме – сам о себе. Рекомендательное письмо – другие (бывший работодатель) о тебе. Так как Ак. Ак. – очень скромный и сам о себе может не всё написать, девочки  решили выступить в роли его директора и написали рекомендательное письмо)

«Дневник Башмачкина (вместо «Интервью») – Филиппова Дарина, Мурашкина Лина)

(Задание «Взять интервью у Башмачкина» показалось учащимся несколько провокационным. Интервью у Башмачкина взять не было никакой возможности, так как… «Нужно знать, что А.А. изъяснялся…(зачитывают текст)…думая, что всё уже выговорил». Он только мог  «разговаривать с собою…» (текст). Девочки решили составить «Дневник Башмачкина»)

(Составляем кластер на интерактивной доске)

- дважды беззлобный

- трудолюбивый

-творческая натура

-добродушный

- безропотное терпение

- говорить почти не может (косноязычен)

- скромен (кроток)

- скудность интересов

- довольствуется малым

- проницательный

-воспитанный

- экономный (разумно расходует)

-не в состоянии выполнить простейшего поручения и др.

- На каких чертах концентрирует наше внимание, а какие - в тени?

 - Такой добрейшей  души человек – и вдруг  умер… Отчего?

(Ответы учащихся.В зависимости от ответов – дальнейший ход урока: Если дети поняли правильно причину смерти героя – унижение, то посмотрим, как это произошло.

ИНСЦЕНИРОВКА ЭПИЗОДА

«Башмачкин у значительного лица»  (Комиссаров Александр,Кашкаров Алексей. Автор – Мурашкина Лина)

- Как вы думаете, такие герои у Гоголя индивидуальны или типичны?

(У Гоголя очень интересно соотношение индивидуального и типического.  Несколько раз употребляет в отношении Ак. Ак. слова «странный», «необыкновенный». Но когда умирает герой, кто приходит на его место? Такой же (см. КЛАСТЕР «маленький человек»)

- и вдруг  умер… Отчего?

-Сколько человек находится в кабинете у значительного лица? (Трое).

- Почему это важно?  (текст. Стр 212, 215)

-Как звали значительное лицо?

(Никак. Среднего рода.У Гоголя часто можно найти мотив обезличивания человека, такой стёртости человеческой личности. Пожалуй, особенно заметно это в повести «Нос», которую я вам горячо рекомендую прочитать. И, как всегда у Гоголя, этот мотив приобретает вещественное воплощение. Люди теряют лицо, но, что любопытно, лицо приобретают вещи.)

- Как вы думаете, о каких вещах «со своим лицом» идёт речь?

(ШИНЕЛЬ, ТАБАКЕРКА)

Если же дети неправильно поняли причину смерти героя – горячка, украли шинель и т.п., то рассказываю

СВОЮ ИСТОРИЮ    (В ней подсказка детям: «Если бы вы знали, как мне было унизительно…)

- Умер… и всё? И финал повести?

(Нет.  «Мертвец-чиновник…стал показываться, наводя  страх на всех робких людей». Башмачкин  «превращается, перерождается» и мстит со словами: «Не похлопотал об моей, отдай же теперь свою!»

- С чего это ТИХИЙ ЗАКОНОПОСЛУШНЫЙ ЧЕЛОВЕК вдруг так революционизируется?

Получается ЦЕПЬ:  УНИЖЕНИЕ – ПРЕВРАЩЕНИЕ – МЕСТЬ      (РЕВОЛЮЦИОННОСТЬ)

-На какой стадии эту цепь можно разорвать

(на стадии унижения)

- Так чего же хочет Гоголь?

(чтобы не унижали)

-А как это сделать? Пожелать государству быть отзывчивым к человеку? Написать на заборе? Или плакат?..

(Выслушать мнения детей, если таковые будут)

- На мой взгляд, Гоголь сделал невозможное: он заставил нас отождествляться с тем, с кем мы бы не хотели никогда отождествляться… А есть ли в тексте герои, которые видят в Башмачкине своего брата?

(СМОТРИМ ТЕКСТ! Одному молодому человеку слышится в возгласе Акакия Акакиевича…:«Я брат твой»)

- Вот увидеть брата в таком забитом, униженном, безгласном существе необычайно трудно. Но именно этого и хочет Гоголь!

КРОССВОРД с ключевым словом «ГУМАНИЗМ»

- А вот отрывок из рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» (зачитываю): «Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком» и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о «маленьких людях»

-Послушаем мнение современников Гоголя о повести «Шинель» (Выступление ученика с презентацией PREZI)

(Белинский В.Г. называл «Шинель» — «одним из глубочайших созданий».

Чернышевский Н.Г. «Гоголю многим обязаны те, кто нуждается в защите, он встал во главе тех,которые отрицают злое и пошлое».

Герцен А.И. считал «Шинель» колоссальным произведением Гоголя,)

-В чём же глубина и колоссальность произведения? Можно ли ответить на этот вопрос, изучая его 2 урока? А работая над ним 20 лет?

-Значит, мнение Ю́рия Бори́совича Норштейна будет для вас компетентным.

Слово учителя о Норштейне 

Гениальный советский мультипликатор Юрий Норштейн вот уже 20 лет пытается разобраться в космосе внутреннего мира Акакия Акакиевича. И ему не скушно возиться с этим «маленьким человеком». Сейчас он рисует сцену бала букв. Тех самых, особо любимых Акакием Акакиевичем. Они будут приходить к нему в виде роскошных дам с веерами, прямо в его холодную и грязную каморку, улыбаться и разговаривать с ним на равных. Чудесно. За такую трудоемкую подготовку получил первую премию в Монреале на 15-ом Международном конкурсе технических фильмов. 

Просмотр отрывка «ФИЛЬМ О ФИЛЬМЕ» Норштейна с последующим обсуждением

- Русская литература обладает колоссальным даром – даром Кассандры. В ней всё – и о прошлом, и о настоящем, и о будущем. Но мы никогда в это не всматриваемся. Вот Лермонтов. В 1830 году он написал стихотворение «Предсказание»

Лермонтов «ПРЕДСКАЗАНИЕ»- читает наизусть Ермакова Алина

(Лермонтову 16 лет. Он влюблён. И вот среди любовной лирики возникает стихотворение)

-Не это ли плащ Башмачкина? «Плащ с возвышенным челом»?

-Ребята, маленьким, то есть униженным человеком может стать любой из нас, пока государство в лице высоких чиновников будет смотреть на нас оловянными глазами.

- А сейчас я хочу дать слово Лошак Арине. (Презентация PREZI)

Рождественский «На земле, безжалостно маленькой…» - наизусть.

РЕФЛЕКСИЯ «ПИСЬМО ПО КРУГУ»

- Прошу вас ещё раз ответить на вопрос:Какие чувства вызывает у вас Акакий Акакиевич?Ваше отношение к герою.

(Если хотя бы один учащийся напишет вместо "жалость" - "сочувствие", значит, цель урока достигнута)

(Письмо под Документ-камерой)

Домашняя работа. Напишите письмо Акакию Акакиевичу или составьте СИНКВЕЙН по теме урока.


                           НА  ОТКРЫТОМ   УРОКЕ                                                                                                             ЖИВАЯ  КЛАССИКА

             

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz